Определен порядок бухгалтерского учёта налога на сверхприбыль

Определен порядок бухгалтерского учёта налога на сверхприбыль

Комитет по рекомендациям 25 июля утвердил Рекомендацию Р-154/2023-КпР «Налоги с прошлых доходов (прибыли)». Толчком для принятия такой Рекомендации послужил ввод в России В 2023 году понятия «налогов разового характера». Такие налоги призваны обеспечивать текущие потребности бюджета. Одновременно вводится первый налог разового характера – налог на сверхприбыль. Уплачивать налог на сверхприбыль обязываются крупнейшие российские и иностранные (с постоянным представительством в России) компании, получившие в 2021–2022 годах среднеарифметическую годовую прибыль, превысившую 1 млрд руб. От уплаты налога освобождаются компании, занимающиеся добычей нефти, газа, угля, нефтепереработкой, производством сжиженного природного газа и ряд других. Ставка налога устанавливается в размере 10% от суммы превышения среднеарифметической годовой прибыли за 2021–2022 годы над таким же показателем за 2018–2019 годы. В общем случае налог нужно уплатить не позднее 28 января 2024 года. При этом компаниям дается возможность уменьшить сумму налога вдвое путём более ранней уплаты. Для этого нужно с 1 октября по 30 ноября 2023 года перечислить в бюджет так называемый обеспечительный платеж. В дальнейшем после наступления срока уплаты налога обеспечительный платеж вычитается из суммы налога к уплате в двойном размере. Таким образом через механизм налогового вычета получается 50%-ная скидка. Расчет количественных параметров налога производится по правилам расчета налога на прибыль организаций в соответствии с 25 главой НК РФ.

Поскольку рекомендации негосударственного регулятора нацелены на решение общих методологических проблем, а не разовых ситуационных вопросов, при обсуждении изначально было уделено внимание корректной идентификации методологической проблемы (так называемой «развилки»). Как выявилось при обсуждении, с точки зрения бухгалтерского учёта разовый характер налога на сверхприбыль не является методологической проблемой, так как не содержит специфики, требующей подхода, отличающегося от учёта обычных регулярных (не «разовых») налогов. Главной особенностью налога на сверхприбыль, вызвавшей необходимость выработки специального бухгалтерского подхода к его признанию и представлению в отчётности, оказалось отсутствие определенного налогового периода. Налог фактически уплачивается ретроспективно с доходов прошлых периодов, полученных ранее, с которых налог на прибыль по действовавшему законодательству уже был уплачен организацией в полном объеме.

Иными словами, бухгалтерская методологическая проблема связана со спецификой расчёта налоговой базы, когда налог не зависит от доходов (прибыли) отчётного периода. Федеральные стандарты бухгалтерского учёта, международные стандарты бухгалтерской отчётности регулируют вопросы учёта налогов на прибыль (доходы) в условиях, когда формирование соответствующей налоговой базы обусловлено фактами хозяйственной жизни организации, имевшими место в отчётном периоде. Существующая методология бухгалтерского учёта увязывает признание соответствующего расхода по налогу и вытекающих активов и обязательств с фактами хозяйственной жизни организации отчётного периода. Налог на сверхприбыль не обусловлен этими фактами. Он обусловлен изменившейся законодательной интерпретацией фактов, имевших место в прошлых периодах, за которые расход по налогу на прибыль (доходы) уже сформирован исходя из правил действовавшего тогда налогового законодательства. В этой связи традиционные подходы к формированию информации об объектах бухгалтерского учёта в отношении таких «ретроспективных» налогов не применимы.

В рекомендации сформулировано общее решение, применимое не только для бухгалтерского учёта налога на сверхприбыль, но и для признания и представления в отчётности любого другого подобного обязательного платежа в бюджет, вводимого «задним числом» и предполагающего ретроспективный расчет налоговой базы. Для этого в рекомендации использовано сокращение «ретроспективный налог», под которым понимается налог, сбор или иной обязательный платеж в бюджет, обязанность по уплате которого не обусловлена фактами хозяйственной жизни организации отчётного периода, а возникает в связи с изменениями законодательства в отношении налогообложения доходов (в том числе за вычетом расходов), полученных организацией в прошлых периодах.

Решение заключается в признании ретроспективного налога в периоде утверждения соответствующих изменений законодательства с включением его суммы в расход по налогу на прибыль. В связи с отсутствием зависимости величины ретроспективного налога от показателя прибыли (убытка) до налогообложения, необходимо (при существенности) обособленное раскрытие данного компонента расхода по налогу на прибыль. Также Рекомендация содержит бухгалтерское решение по вопросу снижения суммы налога к уплате посредством его досрочной уплаты.

28.07.2023 | 1899 просмотров