ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
Концепция разработки ФСБУ «Финансовые инструменты»
Основные принципы разработки ФСБУ «Финансовые инструменты»:
- В качестве основы для стандарта принять – МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление», поскольку эти стандарты будут применяться в консолидированной финансовой отчетности.
- ФСБУ не должен содержать прямых противоречий с МСФО, чтобы не закрыть возможность:
- организациям следовать одной и той же учетной политике по МСФО и ФСБУ
- разработчикам ФСБУ обеспечить соответствие ФСБУ и МСФО
- При разработке ФСБУ по возможности должен использовать текст официального перевода МСФО. При понимании некорректности перевода необходимо направить соответствующее предложение переводчику и в Минфин.
- Ввиду существенных различий МСФО (IFRS) 9 с действующими ПБУ должны быть предусмотрены:
- достаточный переходный период
- разработка методических указаний по переходу.
Основные проблемы/различия с действующими ПБУ:
- В настоящее время в ряде ПБУ присутствует термин «рыночной стоимости», при этом определение данного понятия отсутствует и используются отсылочные нормы. Для возможности практического применения данного термина, в том числе, в рамках ФСБУ, необходимо ввести данное определение и унифицировать терминологию с МСФО.
- Расчет эффективной процентной ставки и амортизированной стоимости по долговым инструментам (в ПБУ отсутствует).
- Расчет резервов на основе ожидаемых кредитных убытков (в ПБУ расчет резервов гораздо менее регламентирован).
- Обязательный учет инвестиций в долевые инструменты по справедливой стоимости.
- Учет производных финансовых инструментов (ПФИ) и хеджирования (в ПБУ не регламентирован).
- Учет модификаций финансовых активов и обязательств (в ПБУ не регламентирован).
- Прекращение признания финансовых активов и обязательств (в ПБУ не регламентировано).
- Обязательная классификация финансовых активов, характеристики денежных потоков по которым не отвечают «базовому кредитному соглашению», как переоцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток (в ПБУ не предусмотрена).
- Выделение встроенных ПФИ из финансовых обязательств (в ПБУ не предусмотрено).
- Классификация финансовых активов на основе бизнес-модели (в ПБУ не регламентирована).
- Разделение пассивов на долевые инструменты и финансовые обязательства (в ПБУ следует юридической форме, в МСФО более сложная с целью отразить экономическую сущность).
- Переоценка части инвестиций через прочий совокупный доход (ПСД) (в ПБУ не предусмотрена).
Предлагаемый подход к написанию ФСБУ:
- Все основные подходы должны соответствовать МСФО.
- В ФСБУ должна быть меньшая детализация и регламентация применения этих подходов, с тем, чтобы у организаций, не применяющих МСФО, была возможность применять иные, упрощенные методы по сравнению с МСФО.
- Более подробные методы учета (соответствующие МСФО либо упрощенные) формализуются в Рекомендациях Фонда «НРБУ «БМЦ» или самостоятельно прописываются организациями в стандартах экономического субъекта.
Основные предполагаемые трудности при разработке и внедрении ФСБУ:
- Учет по эффективной процентной ставке – это ключевое требование МСФО, которое требует реализации на уровне программного обеспечения. Это требует (а) дополнительных затрат со стороны организаций, (б) достаточного времени на внедрение. Кроме того, возможны дополнительные разницы с налоговым учетом – возможно, потребуется обсуждение с МФ РФ .
- Вопрос об оценке справедливой стоимости предлагаем вынести за рамки данного ФСБУ, как более широкий (относящийся не только к финансовым инструментам). С другой стороны, необходимо понять, на что делать ссылку; проще всего для разработчиков сослаться на МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», но его применение может быть сложным для организаций. В любом случае, ссылка на те или иные указания должна быть обязательно (т.е., либо на МСФО (IFRS) 13, либо должны быть разработаны указания в рамках системы ФСБУ), иначе данный ФСБУ будет непригоден для практического применения.
- Разделение пассивов на долевые инструменты и финансовые обязательства – необходимо проанализировать взаимодействие данных требований с законодательством, т.к. ФСБУ повлияет на те или иные показатели капитала, регулируемые законодательством.
ФСБУ предлагается разрабатывать и обсуждать по разделам, в следующем порядке:
- «Классификация собственных долевых инструментов и финансовых обязательств».
- «Классификация финансовых активов».
- «Признание, прекращение признания и модификация финансовых активов и финансовых обязательств».
- «Обесценение финансовых активов».
- «Учет хеджирования».
- «Раскрытие информации».
- «Переходные положения».