Замечания ПАО «ГМК «Норильский никель» к проекту ФСБУ «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность»

 

1

2

3

4

5

№ п/п

Пункт (абзац, раздел)

Имеющаяся редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование и комментарии

1

4. и 5.

4. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных стандартов, устанавливающих требования к формированию в бухгалтерском учете информации об участии экономического субъекта в дочерних хозяйственных обществах, экономический субъект учитывает такое участие в соответствии с настоящим Стандартом в части положений, касающихся зависимых организаций.

5. Глава IV настоящего Стандарта может не применяться любым из следующих экономических субъектов:

а) экономический субъект вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

б) экономический субъект соответствует одновременно всем следующим условиям:

  • является дочерним хозяйственным обществом при том, что все его миноритарные (т.е. не являющиеся основным хозяйственным товариществом или обществом) акционеры (участники) проинформированы об указанном неприменении;
  • ценные бумаги общества не являются предметом организованных торгов;
  • общество не представляло и не находится в процессе представления своей отчетности в регулирующий орган в целях допущения своих ценных бумаг к организованным торгам;
  • основное хозяйственное товарищество или общество (промежуточное или конечное) публикует консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, в которой дочерние организации консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;

в) экономический субъект специализируется на венчурных инвестициях или является взаимным фондом, паевым фондом или аналогичной организацией, включая страховые фонды инвестиционного типа, либо инвестиция осуществляется через такую организацию.

 

4. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных стандартов, устанавливающих требования к формированию в бухгалтерском учете информации об участии экономического субъекта в дочерних хозяйственных обществах, экономический субъект учитывает такое участие в соответствии с настоящим Стандартом в части положений, касающихся зависимых организаций. в порядке, предусмотренном другими федеральными стандартами бухгалтерского учета в отношении участия в организациях, не являющихся ни зависимыми, ни совместными.

 

Альтернативно (вместо внесения изменений в п. 4 и п. 5):

5. Глава IV настоящего Стандарта может не применяться любым из следующих экономических субъектов:

а) экономический субъект вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

б) экономический субъект соответствует одновременно всем следующим условиям:

  • является дочерним хозяйственным обществом при том, что все его миноритарные (т.е. не являющиеся основным хозяйственным товариществом или обществом) акционеры (участники) проинформированы об указанном неприменении;
  • ценные бумаги общества не являются предметом организованных торгов;
  • общество не представляло и не находится в процессе представления своей отчетности в регулирующий орган в целях допущения своих ценных бумаг к организованным торгам;
  • основное хозяйственное товарищество или общество (промежуточное или конечное) выполняет требования Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и/или применимого законодательства к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) публикует консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, в которой дочерние организации консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;

в) экономический субъект специализируется на венчурных инвестициях или является взаимным фондом, паевым фондом или аналогичной организацией, включая страховые фонды инвестиционного типа, либо инвестиция осуществляется через такую организацию;

г) экономический субъект является основным хозяйственным товариществом или обществом (промежуточным или конечным) выполняющим требования Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и/или применимого законодательства к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности).

В связи с тем, что ранее направлявшиеся замечания ПАО «ГМК «Норильский никель» к п. 5 проекта ФСБУ были приняты не в полном объеме, требуется внести корректировки в п. 4 и 6 проекта ФСБУ или п. 5 проекта ФСБУ.

Основание – указанная в проекте ФСБУ обязанность применять для учета инвестиций в дочерние организации метод долевого участия приведет к тому, что основные хозяйственные общества, которые публикуют консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, будут вынуждены применять для инвестиций в дочерние общества метод долевого участия, т.к. они не смогут воспользоваться возможностью его не применения, установленной в п. 5 для самих дочерних обществ.

Это создаст дополнительную необоснованную нагрузку на составителей отчетности, при условии, что в их консолидированной финансовой отчетности дочерние организации уже консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

Дополнительно в п. 5 требуется уточнить, что исключения могут применяться не организациями «публикующими» консолидированную финансовую отчетность, а организациями, выполняющими требования законодательства РФ в области консолидированной финансовой отчетности. Обоснование – по сравнению с МСФО, в законодательстве РФ более четко и подробно регламентированы требования к раскрытию консолидированной финансовой отчетности.  Кроме законов о КФО и о рынке ценных бумаг есть приказы ФНС про ГИРБО, а в условиях санкций – еще и постановления Правительства РФ.  В этой связи требуется опираться не на публикацию отчетности (как в МСФО), а на выполнение условий применимого законодательства.  Т.е. какую информацию должны получать пользователи отчетности в РФ регулируется другими НПА и лучше на них сослаться, а не устанавливать новые требования. Такая формулировка также включает и общества, которые не создают группу (п.5 208ФЗ)

2

6.

6. Решение о применении подпунктов «а», «б» пункта 5 настоящего Стандарта принимается экономическим субъектом в отношении всех инвестиций, подпадающих под действие главы IV настоящего Стандарта. Инвестиции, в отношении которых принято такое решение, учитываются в порядке, предусмотренном другими федеральными стандартами бухгалтерского учета в отношении участия в организациях, не являющихся ни зависимыми, ни совместными, ни дочерними. Решение о применении подпункта «в» пункта 5 настоящего Стандарта принимается экономическим субъектом в отношении каждой инвестиции, подпадающей под действие главы IV настоящего Стандарта, в отдельности. Инвестиции, в отношении которых принято такое решение, учитывается по справедливой стоимости с отнесением её изменений на прибыль (убыток). Справедливая стоимость определяется в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

6. Решение о применении подпунктов «а», «б» пункта 5 настоящего Стандарта принимается экономическим субъектом в отношении всех инвестиций, подпадающих под действие главы IV настоящего Стандарта. Инвестиции, в отношении которых принято такое решение, учитываются в порядке, предусмотренном другими федеральными стандартами бухгалтерского учета в отношении участия в организациях, не являющихся ни зависимыми, ни совместными, ни дочерними. Решение о применении подпункта «в» пункта 5 настоящего Стандарта принимается экономическим субъектом в отношении каждой инвестиции, подпадающей под действие главы IV настоящего Стандарта, в отдельности. Инвестиции, в отношении которых принято такое решение, учитывается по справедливой стоимости с отнесением её изменений на прибыль (убыток). Справедливая стоимость определяется в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

В связи с вышеуказанными изменениями п. 4 проекта ФСБУ.

05.09.2025, 10:27 | 22 просмотров | 11 загрузок

Категории: Замечания к проекту ФСБУ "Участие в зависимых организациях и совм.деятельноть"