Рекомендация Р-124/2021- ОК Связь «Применение модели ожидаемых кредитных убытков цифровыми операторами»
ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА «БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» (ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
Принята Отраслевым комитетом связи (ОК Связь) 1 марта 2021
РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-124/2021-ОК СВЯЗЬ «ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОЖИДАЕМЫХ КРЕДИТНЫХ УБЫТКОВ ЦИФРОВЫМИ ОПЕРАТОРАМИ»
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ При формировании резерва под обесценение финансовых активов цифровые операторы используют модель ожидаемых кредитных убытков в порядке, предусмотренном IFRS 9 «Финансовые инструменты». При этом для целей формирования резерва по торговой дебиторской задолженности применяется упрощенный подход. Что касается прочих финансовых активов, например, выданных займов или гарантий, для которых упрощенный подход не применяется, то для них МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» не содержит детальной методологии в части оценки резерва под ожидаемые кредитные убытки. Стандарт определяет общие подходы, которые требуют анализа не только исторической, но и прогнозной информации, а также профессионального суждения. Ввиду того, что зачастую прогнозная информация бывает недоступной, а для формирования профессионального суждения требуется применение различных статистических моделей, на практике оценка резерва под ожидаемые кредитные убытки для указанных финансовых активов вызывает большую сложность. В этой связи необходимо обобщить имеющуюся в отрасли связи практику для оценки резерва под ожидаемые кредитные убытки по финансовым активам, к которым не применяется упрощенный подход, а также обосновать возможность использования разработанных методов для составления отчетности по российским стандартам учета. РЕШЕНИЕ 1. Цифровые операторы вправе принять решение о формировании резерва с использованием упрощенного подхода по торговой дебиторской задолженности, активам по договору, подпадающим под действие МСФО (IFRS) 15 «Выручка», и по задолженности по аренде в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (п. 5.5.15 и В5.5.35). Упрощенный подход предполагает использование матрицы оценочных резервов на протяжении всего срока действия указанных финансовых активов. Пункты 2 – 10 настоящей Рекомендации применяются для финансовых активов, в отношении которых организация не применяет упрощенный подход. 2. Резерв под ожидаемые кредитные убытки формируется способом, который отражает:
3. Цифровые операторы проводят сегментацию финансовых активов исходя из применяемой организацией бизнес модели управления такими финансовыми активами и их характеристик. В частности, к таким характеристикам может относиться задолженность определенных типов дебиторов (оптовых или розничных), задолженность дебиторов, осуществляющих деятельность в определенных сегментах бизнеса (задолженность контрагентов B2B, В2С или В2G), географических регионах или отраслях и так далее. 4. Для целей оценки резерва под ожидаемые кредитные убытки цифровые операторы определяют текущее состояние финансовых активов в зависимости от изменений их подверженности кредитному риску. Оценка производится на основе профессионального суждения. При этом выделяют:
Для активов без значительного увеличения кредитного риска резерв под ожидаемые кредитные убытки оценивается в сумме, равной 12-месячным кредитным убыткам. Для активов, по которым произошло значительное увеличение кредитного риска, и для кредитно-обесцененных активов резерв под ожидаемые кредитные убытки определяется за весь срок этих активов. 5. Расчет резерва по модели ожидаемых кредитных убытков осуществляется на каждую отчетную дату с использованием статистических и финансовых моделей, оценок, основанных на профессиональном суждении специалиста организации. В частности, предметом оценки является выявление критериев обесценения финансовых активов, определение уровня кредитного риска по каждому дебитору или их группе, вероятность неоплаты задолженности (далее – дефолт), период неоплаты, предполагаемый размер убытка и другие метрики. 6. В связи с тем, что портфель финансовых активов цифровых операторов, в основном, состоит из дебиторской задолженности и прочих финансовых активов со сходными характеристиками и существенно не диверсифицирован, анализ, осуществляемый на каждую отчетную дату, не должен быть сложным. Данное требование реализуется путем определения величины средних кредитных убытков, взвешенных с учетом вероятности. В таком случае оценка ожидаемых кредитных убытков рассчитывается по следующей формуле: ECL = PD ∙ LGD ∙ EAD, где ECL – величина ожидаемых кредитных убытков; PD – оценочное значение вероятности наступления дефолта в течение применимого промежутка времени, определяемого в соответствии с пунктом 4 настоящей Рекомендации; LGD – оценочная величина убытков в результате дефолта; EAD – сумма задолженности под риском дефолта. 7. Оценочное значение вероятности наступления дефолта (PD) определяется на основе статистических данных. Ввиду того, что такая статистика для большинства организаций отсутствует, цифровые операторы могут применять упрощенный подход и использовать значения вероятности дефолта, исходя из кредитного рейтинга дебитора, публикуемого специализированными агентствами (например, международными S&P, Moody’s, Fitch и российскими АКРА, Эксперт РА). В случае отсутствия у дебитора кредитного рейтинга специализированного агентства, вероятность дефолта для него определяется исходя из рейтинга, присвоенного цифровым оператором на основе применяемых им статистических моделей и самостоятельно разработанных методик, либо из спекулятивного кредитного рейтинга, присвоенного специализированным агентством. 8. С целью упрощения подхода для определения показателя величины убытка в результате наступления дефолта (LGD) используется значение, определяемое цифровым оператором на основе разработанных им статистических моделей, либо может использоваться значение LGD, равное 45% для необеспеченных залогом или поручительством кредитных требований, рекомендованное указаниями Базельского комитета (Базель II) для банков. 9. Сумма задолженности под риском дефолта (EAD) представляет собой либо балансовую, либо справедливую стоимость финансового актива, в зависимости от применяемой цифровым оператором бизнес-модели управления финансовыми активами. 10. Подход, описанный в пунктах 6 – 9 настоящей Рекомендации, применяется для оценки ожидаемых кредитных убытков сообразно рассматриваемому временному горизонту (12 месяцев, либо весь срок действия финансового актива). При этом для кредитно-обесцененных финансовых активов вероятность наступления дефолта (PD) принимается равной 100%.
ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ Упрощенный подход к оценке ожидаемых кредитных убытков организациями, в составе активов которых финансовые активы занимают несущественную долю, либо основная деятельность которых не связана с управлением финансовыми активами, основывается на пунктах 5.5.18 и В5.5.42 МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». В соответствии с пунктом 5.5.18 указанного стандарта при оценке ожидаемых кредитных убытков организация не должна обязательно идентифицировать все возможные сценарии. Однако она должна принять во внимание риск или вероятность возникновения кредитного убытка путем отражения возможности возникновения кредитного убытка и возможности невозникновения кредитного убытка, даже если возможность возникновения кредитного убытка очень мала. Согласно пункту B5.5.42 оценка ожидаемых кредитных убытков должна отражать непредвзятую и взвешенную с учетом вероятности сумму, которая определяется путем анализа диапазона возможных результатов. На практике такой анализ необязательно должен быть сложным. В некоторых случаях относительно простое моделирование без большого количества подробных симуляций сценариев будет достаточным. Например, средние кредитные убытки по большой группе финансовых инструментов с общими характеристиками риска могут быть обоснованной оценкой суммы, взвешенной с учетом вероятности. Что касается применения IFRS 9 «Финансовые инструменты» для формирования резерва по сомнительным долгам в целях бухгалтерского учета по российским стандартам, то соответствующее обоснование приведено в Рекомендации Р-108/2019-КпР «Резерв сомнительных долгов». Согласно указанной Рекомендации требования МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в отношении начисления резерва по сомнительной дебиторской задолженности аналогичны требованиям российских стандартов ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и ПВБУ №34н. Требование об обесценении финансовых вложений также содержится в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Согласно пункту 37 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», устойчивое снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности, признается обесценением финансовых вложений. В случае если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02). Других норм, устанавливающих методологическую основу для определения резерва, отражающего величину обесценения финансовых активов, в российских стандартах по бухгалтерскому учету не содержится. В связи с этим при оценке резерва по обесценению финансовых активов организации должны исходить из требования пункта 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и руководствоваться нормами раздела 5.5 МСФО (IFRS) 9 в части применения подходов к определению резерва под ожидаемые кредитные убытки. В соответствии с установленным в МСФО (IFRS) 9 определением кредитный убыток представляет собой разницу между всеми предусмотренными договором денежными потоками, причитающимися организации в соответствии с договором, и всеми денежными потоками, которые организация ожидает получить (т.е. все суммы недополучения денежных средств), дисконтированными по первоначальной эффективной процентной ставке. Исходя из изложенного, резервы под обесценение финансовых активов, образованные по правилам российских стандартов, или ожидаемые кредитные убытки, признаваемые в МСФО, представляют собой потери, которые должны вычитаться из стоимости таких активов. Таким образом, МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» содержит требования к обесценению финансовых активов, аналогичные требованиям ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Различие заключается лишь в том, что международный стандарт содержит более детальную технику для определения величины обесценения, влияющую на балансовую стоимость финансового актива. Следовательно, признание оценочного резерва под ожидаемые кредитные убытки согласно требованиям пункта 5.5 МСФО (IFRS) 9 можно считать аналогом резерва по сомнительным долгам и резерва под обесценение финансовых вложений, начисляемых в бухгалтерском учете по российским стандартам.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ПРИМЕР В декабре отчетного года цифровой оператор выдал заем другой организации в сумме 950 000 руб. сроком на 2 года под 7 процентов годовых. В соответствии с учетной политикой оператора заем классифицируется как финансовый актив, учитываемый по амортизированной стоимости. Приведенная стоимость займа на 31 декабря отчетного года составила 826 292 руб. Кредитный рейтинг заемщика, присвоенный ему международным рейтинговым агентством Moody’s, – Baa1. Этому кредитному рейтингу соответствуют следующие значения вероятности ставок дефолта: в первый год – 0,154; во второй год – 0,425. Цифровой оператор оценивает заем как актив с низким кредитным риском и рассчитывает резерв под ожидаемые кредитные убытки в величине, равной 12-месячным кредитным убыткам. Показатель величины убытка в результате наступления дефолта (LGD) оценивается в размере 45%. Ожидаемые кредитные убытки (ECL) по займу, взвешенные с учетом вероятности, на отчетную дату составят: ECL = 826 292 руб. ∙ 0,154 ∙ 45% = 57 262 руб. 15.03.2021, 13:48 | 3777 просмотров | 1301 загрузок Категории: Рекомендации БМЦ Скачать Р-124-2021 Применение модели ОКУ цифровыми операторами.pdf |