В п. 62 Проекта ФСБУ указано «Организация проверяет завершенные основные средства и незавершенные вложения в основные средства на обесценение. Проверка на обесценение проводится при наличии факторов, свидетельствующих о возможном обесценении основных средств. В случае выявления обесценения основных средств, результаты обесценения признаются в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности».
|
Отсутствие каких-либо разъяснений в стандарте о том, что является факторами возможного обесценения, как проводится проверка и как учитываются результаты может привести либо к не применению данного положения на практике, либо к неверному применению.
Как вариант – данный пункт будет исключен из новой редакции ПБУ, как недостаточно проработанный, и вопрос с обесценением ОС и НЗС так и не будет решен. При этом решение данного вопроса крайне важно для российских компаний
Предложение:
Включить отдельный раздел по обесценению основных средств, основываясь на положениях МСФО 36 «Обесценение активов» максимально применимых к российской практике.
А именно, включить требования по созданию и восстановлению резерва по обесценению ОС, НЗС, оборудования к установке по индивидуальным объектам (без включения возможности проводить обесценение по ЕГДС (единице генерирующей денежные потоки).
При этом сравнение балансовой (остаточной) стоимости объекта нужно проводить только с рыночной ценой (ценой возможной реализации), не вводя термин «ценность использования».
|
Данный подход поможет создать резервы под обесценение не ликвидных (морально устаревших) объектов ОС и НЗС, избежав их списания до момента ликвидации таких объектов.
В настоящий момент текущая редакция ПБУ 6 требует списания объектов, не приносящих экономические выгоды, но, на практике, данное положение применять сложно, так материально-ответственным лицам проще осуществлять контроль за объектами на балансе. Отражение затрат на ликвидацию по уже списанным объектам – тоже не простая задача.
Создание резерва – по обесценению таких объектов позволит решить данные вопросы и максимально сблизит РСБУ и МСФО по данной области учета.
Полное применение МСФО 36 в РСБУ (включая определения ЕГДС и распределение расчетной ценности использования между объектами) считаем усложнением, которые не принесет выгоды компаниям.
Данные вопросы крайне субъективны и согласовывать подходы одновременно с аудиторами по РСБУ и по МСФО может быть сложно. В случае разделения мнения аудиторов по оценками, могут быть применены разные расчеты по РСБУ и МСФО, что еще более усложнит учет, но не сблизит практики РСБУ и МСФО.
|
Предпосылка о том, что в части обесценения достаточно ссылки на правила МСФО, использовалась при обсуждении Программы разработки федеральных стандартов. При этом ссылка на МСФО должна работать на 100%, иначе есть риски неадекватного применения требований
|